Караимские кенасы
г. Евпатория ул. Караимская, 68+38 06569 33035Семейный отдых Пансионат,На Караимской Гостиница,Клуб Санкт-Петербург ОтельНашли ошибку ?
Если вы приехали отдохнуть в Евпаторию, обязательно посетите караимские кенасы. Они находятся в Старом городе на улице Караимской. Караимские кенасы — это очень красивое место. Не так давно Караимские кенасы полностью отреставрировали, в данный момент они находится в идеальном для экскурсии состоянии.
Одним из самых ярких памятников архитектуры в Евпатории являются кенасы — место, где караимы проводят свои богослужения. Караимы — немногочисленная народность, представители которой исповедуют иудаизм караитского толка. Они почитают как священную книгу Тору, или Пятикнижие Моисеево, и отвергают авторитет Талмуда (в этом заключается их основное отличие от иудеев-раввинистов). По одной из версий, предками караимов были тюркоязычные хазары, появившиеся в Крыму в VIII-IХ веках. По другим данным, караимы — это представители альтернативного течения в иудаизме, которые осели в Крыму в XIII веке. Огромное влияние на культуру и быт караимов оказали соседи-татары. Разговорным языком караимских общин Крыма также стал татарский, но языком вероисповедания и письменности тем не менее оставался древнееврейский.
По своим габаритам комплекс караимских кенас в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, то есть 60 на 30 метров).
После того как в конце XVIII века караимы начали массово переселяться в Евпаторию, созрела необходимость строительства большого храма, куда бы на богослужение могли собираться все представители многочисленной общины. В 1805-1807 годах была возведена большая соборная кенаса, которая предназначалась для праздничных богослужений. Позднее для служб в обычные дни построили малую кенасу. В 1900 году был сооружен живописный портал главного входа в ренессансном стиле.
Портал - парадный вход; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.
Еще несколько лет назад Караимские кенасы находились в плачевном состоянии: мраморные плиты были заколочены старыми фанерными листами, повсюду был мусор. В Караимских кенасах постоянно рос виноград, он и сейчас покрывает длинный коридор, который выведет вас к дому молитвы.
Сейчас кенасы находятся в идеальном состоянии. Возле входа вас встретит грамотный экскурсовод. Когда наберется группа из десяти человек — начнется интересная экскурсия.
Караимские кенасы — это своеобразный оплот культуры караимов.
Это один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму их проживает несколько сотен, а на Украине — не более тысячи человек.
"Во всем мире насчитывается около 2000 крымских караимов." - это слова Давида Тирияки, руководителя религиозной общины караимов Евпатории, и я специально привожу их здесь, иначе мы запутаемся. У караимов сложная история (это касается и религии, и языка, и происхождения этого народа), поэтому они настороженно относятся к попыткам журналистов популярно описать их культуру. Караимы — заботливый, добрый народ, у них всегда в почете была благотворительность и образование.
Караимов также называют загадочным народом: ученые сходятся во мнении, что народ караимов сформировался в Крыму в 8-12 вв. н.э., но как предки караимов попали в Крым? Предполагают, что караимы — потомки тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Своим «родовым гнездом» караимы считают пещерный город Джуфт-Кале, или Чуфут-Кале, под Бахчисараем. Именно оттуда караимские семьи начали расселяться по всей Российской империи. В Крыму караимы жили также в Балаклаве, Судаке, Феодосии, Солхате и ряде деревень.
Еще раньше, в 13 веке, караимы попали в Галицию, а в 14 веке несколько сот семей вывез в Литву великий князь Витовт. Известно, что за исключительную преданность караимов князь доверил им охранять свою резиденцию — замок в г. Тракай (в 1998 году в Тракае и Вильнюсе пышно отмечалось 600-летие переселения караимов в Литву). Правда, из-за революции, а затем и гражданской войны многие эмигрировали.
До конца 18 века крепость Джуфт-Кале была центром крымских караимов, там была основана первая в Крыму типография. Неподалеку от крепости, в Иосафатовой долине, находится древнейшее караимское кладбище (старое кладбище караимов под Евпаторией, к сожалению, подверглось разграблению, в буквальном смысле слова: вандалов привлекали богатые и красивые мраморные надгробия. Если бы они сохранились так же, как и те, что удалось спасти и поставить во дворе кенас, у нас в городе был бы замечательный некрополь).
После присоединения Крыма к России (1783) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом в связи с тем, что богослужение у караимов ведется на языке Библии — древнееврейском. Караимская религия почти сразу была признана самостоятельной, и уже в 1795 году Екатерина II освободила народ от двойного налога и разрешила владеть землями. В 1837 году было учреждено Таврическое караимское Духовное Правление. В иерархии Сенат провел полную аналогию с мусульманским духовенством: муфтий — у мусульман, гахам — у караимов. В паспортах с тех пор указывалось: «вероисповедания караимского».
Караимские кенасы — это целый комплекс построек, который по своим параметрам в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, т.е. 60 на 30 м). На входе гостей ожидает портал главного входа виноградный и мраморный дворики, двор ожидания молитвы, Большая (Соборная) и Малая кенасы, монумент Александру I, который посетил Караимские кенасы в 1825 году, здание религиозной школы, этнографический музей, библиотека, клубная комната и, наконец, кафе национальной кухни «Караман». Несмотря на то, что объектов так много, дворики Караимских кенас можно пройти за несколько минут: все расположено очень компактно.
Строительство кенас началось еще в 1803 году. Место для постройки было выбрано не случайно, раньше здесь был караимский храм, поэтому решили располодить их на святой земле. Строительство возглавляла уважаемая караимская семья Бабовичей. Прежде чем люди попадали в храм, они проходили небольшие дворики, что подготавливало их к встрече с Богом, к молитве. Стены Виноградного и Мраморного дворика украшают плиты с именами строителей и жертвователей, трудами которых были построены Караимские кенасы. Плиты рассказывают о важнейших событиях из жизни караимов. Самая древняя плита датируется 1790 годом.
В лапидарии — те самые остатки надгробий караимского кладбища. На территории Караимских кенас нет никаких могил, только мраморные памятники. Затем мы попадаем во двор ожидания молитвы. Когда-то здесь был еще один вход в Караимские кенасы, из переулка. И здесь же, на небольшой колонне, установлены солнечные часы.
Евпатория — один из самых солнечных городов Крыма, так что солнечные часы «идут» почти все время. По ним встарь караимы определяли время в субботние и праздничные дни, когда строго запрещалось ношение любых предметов.
В 1921 году оба храма были закрыты. Во время Великой Отечественной войны малая кенаса была вновь открыта, тогда же была построена и благотворительная столовая. Однако работали они только до 1959 года, а затем в зданиях комплекса располагались разные советские учреждения: антирелигиозный и краеведческий музеи, спортивные секции, детский сад. В 1999 году здание малой кенасы было восстановлено.
Евпаторийские кенасы сочетают в себе черты раннего русского классицизма с колоритом местной крымской архитектуры. Обе кенасы представляют собой постройки зального типа с окнами, расположенными в два уровня. В большой кенасе верхний ряд окон имеет стрельчатое завершение, в малой — полукруглое.
Северные фасады обрамлены остекленными арочными галереями. На этих своеобразных верандах располагались в ожидании службы старейшины общины. Входы в кенасы оформлены стрельчатыми арками, декорированными резьбой по камню. Перекрыты здания четырехскатными черепичными кровлями. У малой кенасы сохранилась каменная лестница, некогда ведущая к отдельному входу на зарешеченный балкон, где во время богослужений располагалась женская половина общины. В южной части здания находится алтарь — гехал — вместилище свитков Торы.
Здания храмового комплекса образуют три внутренних дворика. В первом из них находится мраморный фонтан. Он служит для омовения рук перед молитвой. Двор украшен орнаментированными плитами с письменами на древнееврейском языке. Далее следует Мраморный дворик, в котором собраны плиты с именами строителей и жертвователей, трудами которых были построены кенасы, а также со стихами религиозного содержания. Третий дворик — самый просторный и нарядный. Стены его украшены арками на колоннах и мраморными досками, надписи на которых отражают важные события в жизни караимов. Во двориках проходили собрания караимской общины.
Храм закрыли в 1959 году: воинствующие атеисты разбили алтарь на глазах у верующих. Издавна караимские храмы украшались:
росписями;
лепниной;
позолотой;
семисвечниками;
драгоценными тканями;
деревянной резьбой.
Среди тканей и ковров, в Большой кенасе некоторые были привезены из Дамаска, но, конечно, они не сохранились, т.к. после закрытия храма здание долго занимали госучреждения.
Cоборную кенаса восстанавливали всем миром, как когда-то общими усилиями было построено караимское духовное училище имени Александра II. Евпаторийским караимам помогли общины:
Симферополя, Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Бахчисарая, Киева, Севастополя, Николаева, Парижа.
Теперь в дни, свободные от богослужений, храм открыт для туристов. Рядом с кенасами — кафе национальной караимской кухни «Караман» и небольшой музей караимской истории и культуры. Многие экспонаты очень интересны:
древний свиток Священного Писания, старинный брачный договор, первые печатные издания молитвенников с рукописными дополнениями, национальные караимские костюмы.
В сентябре 2006 года в Евпатории состоялся первый Всемирный фестиваль культуры крымских караимов, который собрал караимов из Украины, России, Америки, Литвы, Франции, Латвии, Эстонии, Италии, Польши, Швеции и даже из Японии. Большой соборной кенаса, которую недавно восстановили, исполнилось 200 лет. Во время фестиваля был открыт памятник известному евпаторийскому караиму, городскому голове Евпатории Семену Эзровичу Дувану, состоялся концерт караимских народных коллективов и исполнителей, участники фестиваля совершили экскурсию в город-крепость Джуфт-Кале.
Если будете в самих караимских кенасах — там продаются книги о караимах, их истории, культуре, сборник рецептов блюд национальной караимской кухни.
Сегодня кенасы доступны как для самостоятельного осмотра, так и для осмотра с экскурсоводом. На территории комплекса работают этнографический музей и кафе караимской кухни.
Добавить отзыв
Свирское ущелье Вардане Живописная долина в Лазаревском | Конные Прогулки у Рубена Вардане Для тех кто любит лошадей и природу | Ресторан Переполох Калининград В самом центре Калининграда появилось | Рижское художественное пространство Рига Чтобы привлечь внимание к нехватке | Синагога Егие Капай Евпатория Синагога «Егие Капай» |